Неоказанная услуга — Закон о защите прав потребителей

Согласно закону «О защите прав потребителей», устанавливается понятие неоказания услуги и определяется степень ответственности за данное действие.

Неоказание услуги

Взаимоотношения потребителя с предпринимателем, предоставляющим для него какую-либо услугу или организацией, регламентируются главой III нормативно-правового акта РФ «О защите прав потребителей», от 07.02.1992 № 2300-I.

Услуга может считаться не оказанной, если:

  • исполнитель не выполняет договорные обязательства;
  • если обязательства выполняются без соблюдения указанных сроков;
  • если оказывается услуга ненадлежащего качества.

Если при оказании услуги не соблюдаются сроки

С определением сроков оказания услуги можно ознакомиться в ст. 27 закона № 2300-I. Под данным термином принято понимать даты, когда был начат и завершен рабочий период.

Если сроки были нарушены, то, в соответствии со статьей 28 того же закона, предусматриваются варианты решения спорной ситуации:

  • у исполнителя появляется возможность завершить работу в новые сроки;
  • исполнителем предлагается скидка на собственные работы;
  • исполнителем оплачивается работа, которую вынужден был выполнить заказчик, либо третьи лица;
  • со стороны заказчика следует расторжение договора.

Заказчик должен оформить письменную претензию, в которой содержится какой-либо из вышеизложенных вариантов.

Точно определить сроки необходимо, чтобы просчитать неустойку, предусмотренную в пункте 5, статьи 28 того же закона.

Как рассчитать неустойку

Согласно пункту 5, статьи 28 того же нормативно-правового акта, рассчитывать неустойку за нарушенные сроки следует так:

  • необходимо вычислить пени за сутки, для этого цена услуги должна быть умножена на 3%;
  • для вычисления неустойки в полном размере суточные пени умножаются на общее количество просроченных дней.

В случае намеренного затягивания исполнителем начала рабочего процесса, пени должны начислять до момента фактического начала исполнения взятых обязательств.

При затягивании исполнителем завершения работ, пени должны начислять до момента фактического завершения.

В договоре может оговариваться применение иных штрафных санкций за несоблюдение срока.

Оказание услуги ненадлежащего качества

В случае некачественного оказания услуг, потребитель, в соответствии со статьей 29 закона «О защите прав потребителей», вправе предъявить исполнителю следующие требования:

  • исправление всех недостатков за счет исполнителя;
  • повторное оказание услуги;
  • уменьшение стоимости услуг;
  • оплачивание расходов, понесенных потребителем в случае устранения обнаруженных недочетов.

Если в первой ситуации потребителем указываются в требовании сроки устранения недочетов, то во второй ситуации исполнитель обязуется предоставить услугу в границах первоначального срока или срочного порядка.

В прочих ситуациях потребительские требования должны быть исполнены в течение десятидневного срока, согласно статье 31 того же нормативно-правового акта.

Если были нарушены сроки удовлетворения требований заказчика, исполнитель также получает начисление пеней по неустойке, начиная со следующего от исполнения договорных обязательств дня и до удовлетворения требований заказчика (в соответствии с частью 1, статьи 29 того же закона). Если при оказании услуги ненадлежащего качества потребителю был нанесен ущерб, то исполнителем он должен быть возмещен (согласно той же статьи).

В случае неисполнения требований, указанных в претензии, или существенного характера недостатков, заказчик имеет право на расторжение договора и возмещение выплаченных денежных средств.

Какие последствия имеет неоказание услуги

Если потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуг в любой момент (это оговаривается в 32 статье закона), то исполнитель не имеет такого права, так как публичный договор он заключить обязан, а расторгнуть не может, в соответствии с п.3, ст.424 ГК РФ, определением Конституционного суда РФ от 14.10.2004 № 391-О.

Исходя из того, кем было принято решение о неоказании услуг, будет рассчитана сумма, получаемая заказчиком:

  • Потребитель решил не пользоваться услугами организации, которая не успела приступить к работе. Заказчик должен получить обратно всю уплаченную сумму.
  • Потребитель расторгает договор, когда уже начат процесс оказания услуги. Уплаченная денежная сумма возвращается не в полном объеме, а с учетом расходов, которые понес исполнитель.
  • Оказание услуги не начинается исполнителем по неуважительной причине. Потребитель может не только вернуть оплаченные средства, но и потребовать взыскания неустойки.
  • Исполнителем не оказывается услуга, поскольку мешают возникшие непреодолимые обстоятельства. В данной ситуации заказчик не может рассчитывать на возмещение потраченных средств (согласно п.4, ст. 13 закона).

В случае невыполнения исполнителем требований, указанных в претензии, судебным решением на него могут быть наложены штрафные санкции за неудовлетворение законного требования заказчика (согласно п.6, ст.13 закона).

Следовательно, неоказанием услуги, в соответствии с законом «О защите прав потребителей», может быть признано несвоевременное или некачественное исполнение, или полный отказ от выполнения договорных обязательств исполнителем.

Если были нарушены сроки, исполнителю может быть предъявлена оплата неустойки, при исполнении работ ненадлежащего качества – оплата неустойки и возмещения ущерба, а при отказе от удовлетворения требований заказчика, включая возврат средств, — штраф.

Закон о защите прав потребителей